Как справиться с эмоциями после ЕГЭ и экзаменов. Советы уральского психолога из клиники неврозов «Сосновый бор».
Медицинский психолог филиала Свердловской областной клинической психиатрической больницы — клиники неврозов «Сосновый бор» Никита Романов рассказал, как помочь выпускникам пережить неудачу, как родителям поддержать своих детей и где можно найти психологическую помощь и поддержку в этот непростой период.
- Какие эмоции могут испытывать выпускники, если результаты ЕГЭ не оправдали их ожиданий?
- Как выпускнику справиться с гаммой негативных эмоций?
- Как могут родители помочь детям справиться с разочарованием?
- Как сохранить мотивацию и боевой дух после неудачи на экзамене?
- Какие навыки и качества способствуют достижению цели?
- Какие ресурсы и поддержка доступны уральцам, которые испытывают стресс из-за экзаменов?
Результаты экзаменов могут стать серьёзным испытанием для школьников и их родителей. Волнение, разочарование, тревога — этот спектр эмоций знаком даже тем, кто получил максимально высокие баллы на итоговых испытаниях. Ещё сложнее тем, у кого ожидания не оправдались, и будущее рисуется в мрачных тонах. Медицинский психолог филиала Свердловской областной клинической психиатрической больницы — клиники неврозов «Сосновый бор» Никита Романов рассказал, как помочь выпускникам пережить неудачу, как родителям поддержать своих детей и где можно найти психологическую помощь и поддержку в этот непростой период.
— Никита Андреевич, какие эмоции могут испытывать выпускники, если результаты ЕГЭ не оправдали их ожиданий?
— Если результаты экзаменов не соответствуют ожиданиям выпускника, то он может столкнуться с огромным количеством сложных и неприятных чувств. Если сводить всё к четырём базовым эмоциям (гнев, страх, печаль, радость), то на первый план здесь, безусловно, выходят страх и гнев. Невероятный эмоциональный перегруз и страх наказания, критики со стороны родственников могу заводить подростка в глухой тупик. Добавьте к этому гремучую смесь из пошатнувшейся самооценки, сильного чувства вины (её очень часто невольно подкрепляют родители) и ощущения появившейся пустоты на фоне рухнувших надежд, и на выходе мы имеем глубочайшую рану в психике ребёнка. Кстати, распутывая вышеуказанное чувство вины, мы, скорее всего, увидим подавленный гнев, который может быть направлен как в окружающий мир, так и на себя. На фоне внутреннего (и внешнего) запрета на подобные эмоции, он легко трансформируется в самобичевание и аутоагрессию (поведение, направленное на причинение вреда самому себе).
— Как выпускнику справиться с этой гаммой негативных эмоций?
— Я озвучу несколько советов, которые помогут осознать, что результаты ЕГЭ, какими бы они ни были, — это не конец света.
- Не катастрофизируйте! Мир не рухнул: вы всё так же умны, красивы, талантливы и любимы. Солнце все такое же жёлтое, трава — зелёная, а ваши кумиры всё такие же классные.
- Постарайтесь восполнить потраченный ресурс. Вы столкнулись с серьёзным стрессом, и вам необходимо восстановиться. Общение с любимой девушкой или бойфрендом, прогулка в парке, поездка на природу с друзьями, просмотр любимого фильма или тусовка в ночном клубе, покупка нового худи или крутой футболки, поход в аквапарк, тренажёрный зал, на маникюр или к косметологу — выбирайте то, что подарит вам приятные эмоции.
- Максимально важны дополнительные точки опоры, ведь ни один стул не устоит на одной ножке. Чем больше точек опоры, тем стабильнее ваша самооценка, крепче фундамент, интереснее жизнь и меньше рисков уйти в ощущение провала и безысходности при утрате одной из этих «ножек». Помимо учёбы, в вашей жизни есть заботливые друзья, любящие (пусть даже порой и строгие) родители, музыка в наушниках и пачка лайков в социальных сетях. Перед вами целый мир и огромная гамма ярких цветов. Не стоит сужать рамку мировосприятия до состояния точки, а радугу превращать в монохром.
— Конечно. Поддерживайте ребёнка, старайтесь избегать резкой и негативной критики, продемонстрируйте свою безусловную любовь и принятие. Вы расстроены из-за низкой оценки, но это лишь ваши ожидания, и ребёнок не обязан их оправдывать. Его переживания и система ценностей важны ничуть не меньше, чем ваши. Больше обращайте внимание на свои чувства и озвучивайте именно их, без деструктивного «тыканья».
Чаще разговаривайте с ребёнком. Пусть он поделится своими мыслями на тему ЕГЭ, а вы — своими. Безопасно друг для друга отреагируйте гнев и проанализируйте страх. Ситуация позади, и есть риск скатиться в конфликт, агрессию и депрессию. Но при конструктивном подходе из неудачи можно извлечь невероятно ценный опыт, проанализировать зоны роста и прокачать их к следующему экзамену или его пересдаче.
В спокойной обстановке и без истерик составьте с ребёнком подробный план того, как пошагово (с вашей поддержкой) он залечит эмоциональные раны и качественно подготовится к последующим экзаменам. Обязательно учтите сильные стороны подростка (их огромное количество), возможные подводные камни и цену вопроса.
— После неудачи на экзамене очень сложно найти в себе силы на вторую попытку. Как сохранить мотивацию и боевой дух?
— Нужен ответ на примитивный вопрос: «Зачем?» Зачем сдавать ЕГЭ? Экзамен — это один из шагов к заветной цели.
- Первый этап — поступление в колледж или вуз.
- Следующий шаг — трудоустройство на хорошую работу.
- Все это приближает к мечте — к машине, квартире, путешествиям и новым знакомствам, безостановочному шоппингу и так далее.
— А какие навыки и качества способствуют достижению цели?
— Я бы выделил несколько качеств, которые могут помочь достичь актуальных высот в жизни (в том числе и сдать ЕГЭ):
- Самодисциплина и умение организовывать себя. Это не про 300 отжиманий утром и ежедневную чистку зубов вечером. Это про умение выстраивать приоритеты (что первостепенно, а что можно отложить), режим труда и отдыха (что очень важно), осознавать личные эмоции, цели и желания.
- Внутренний баланс и гармония, принятие своих как «позитивных», так и «негативных» качеств. Любая крайность опасна свой категоричностью. Нужно уметь переключаться: где-то подурачиться, где-то ответственно подойти к решению проблемы, где-то быть сильным, а где-то слабым. Это не про двуличность, а про многогранность и адаптивность.
- Умение быть собой. Если ваши цели не разрушают вас, не вредят окружающим и не противоречат законодательству РФ, то все они хорошие. Социум в лице родственников, друзей, одноклассников, коллег и мира в целом может диктовать свои правила, навязывая вам шаблоны из категории «ты должен быть таким». Но лишь вы знаете, что для вас важно и что сделает вашу жизнь ярче. Тогда будет стимул развиваться, не останавливаться на достигнутом и двигаться лишь вперёд и вверх.
- В качестве экстренной и доступной помощи можно обратиться к специалистам Областного круглосуточного анонимного телефона доверия и психологической помощи для детей, подростков и родителей 8-800-300-83-83.
- В Екатеринбурге есть центр социально-психологической помощи детям и молодёжи «Форпост»,
- можно позвонить по телефону доверия для детей и подростков: +7 (343) 385-73-83.
- Можно обратиться за консультацией к специалистам в Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»,
- Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»,
- Областной центр психологической поддержки детей и подростков Свердловской областной клинической психиатрической больницы.
Источник: https://mzso.info/
Читайте также:
- Детский психиатр рассказала о детских проблемах и опасениях родителей
- Уникальная мама-терапия помогает вырастить здорового и счастливого ребенка
- Важнее не бывает: наш сон