Гарантия на товар
Возврат, обмен, замена товара в аптеке
В аптеках часто можно увидеть объявления: «Купленные лекарства обмену и возврату не подлежат» или «Товар, купленный в аптеке, обмену и возврату не подлежит». В подавляющем большинстве случаев у аптеки действительно есть все юридические основания для отказа от возврата или обмена, но только качественного товара.
Возврату и обмену не подлежат товары надлежащего качества, которые относятся к продовольственным товарам, лекарственным препаратам, к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; которые являются предметами санитарии и гигиены, медицинскими инструментами, приборами, аппаратурой, средствами гигиены полости рта, предметами по уходу за детьми, предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары), парфюмерно-косметическими товарами.
Не подлежат возврату и обмену изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, линзы очковые, продаваемые некоторыми аптеками.
Как быть, если товар ненадлежащего качества?
Безусловно, продавец (фармацевт) обязан принять товар ненадлежащего качества. Основания возврата (замены) товаров из аптеки есть:
- если потребителю был продан товар ненадлежащего качества (основание ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона № 2300-1);
- если потребителю не была предоставлена продавцом возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, изготовителе (основание п. 3 ст. 495 Гражданского кодекса РФ, ст. 12 Закона);
- если был нарушен порядок отпуска лекарственных препаратов, предусмотренный нормативно-законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров);
- при ошибке со стороны фармацевта в наименовании товара или в дозировке лекарственного средства, или в его форме (основание п. 2 ст. 469 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Закона).
Недостатком лекарственных препаратов можно считать:
- истекший срок годности,
- отсутствие обязательной информации,
- несовпадение серии и срока годности на упаковке и препарате,
- отсутствие инструкции по применению препарата,
- несоответствие описание препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата
- наличие в упаковке брака - сколы, негерметичность, смазанная полиграфия.
Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов:
- проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности не отходя от кассы,
- требуйте проверки приборов в Вашем присутствии (если это технически возможно),
- не требуйте продажи рецептурных препаратов без наличия у Вас необходимых документов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.
- На всякий случай сохраните чек.
При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов замена и обмен.
- Слово замена используется при требовании в отношении некачественного товара,
- слово обмен при требовании в отношении качественного товара.
Более подробно – в памятке Роспотребнадзора